В 7 верстах к юго-востоку от Большой Кандалы расположилось второе село волости – Малая Кандала. Ныне село – центр администрации, расположено в 37 километрах к юго-востоку от Старой Майны. В селе средняя школа, участковая больница, дом культуры, правление колхоза имени Куйбышева. Родина Героя Советского Союза Алексея Фёдоровича Титова. В 1999 году в селе 284 хозяйства и 735 жителей.
Малая Кандала - старое Российское село с богатым историческим прошлым. Собирая крупицы истории села, можно легко увязнуть в массе старых сказаний, ибо само название Кандала наводит на множество заманчивых предположений, легко увязанных с прежними глухими местами, с беглыми да ссыльными, с этапными тюрьмами. Но даже веские аргументы и святая убежденность убеленных сединой старожилов, так увлеченно рассказывающих о своём селе, не гарантируют истины, ибо подтверждающих летописных записей о селе в прошлом никто не вёл, а то, что многократно пересказано, даже изначально достоверное, с каждым новым поколением что-то теряло, искажалось, оставляя потомкам сомнительные версии и спорные предположения, отобранные больше логикой нашего стереотипного мышления. Тем не менее, старые легенды поддерживают нескончаемую интригу, интерес, загадочность и повод для поиска истины.
Село Малая Кандала основано в царствование Петра 1, когда великий реформатор стал переселять в Заволжье иноземцев, освобождая для них часть прежних селений. Переселенные с обжитых мест, переселенцы вынуждены образовывать новые поселения. Так следуя документальным исследованиям профессора Перетятковича, сюда, на реку Кандалку в 1698 году были переведены крестьяне селений Волостниковка, Зеленовка, Грязнуха, получившие здесь земли из примерянных свободных земель служивых татар деревни Ертуганово. Переселенцы этих селений и образовали село Малая Кандала. Сюда были переведены 108 человек из села Волостниковка, 62 - из Зеленовки, но больше переселенцев было из села Грязнуха - 154 человека.
Безусловно, волевое переселение болезненно сказывалось на душевном состоянии крестьян, тем не менее, переселенные сюда крестьяне не прогадали, ибо на прежнем месте они были частновладельческими (помещичьими), а здесь стали ясачными и в дальнейшем помещиков над собой не знали…
Свое нынешнее название Малая Кандала село получило не сразу, изначально и продолжительно село называлось Никольское. Привлекает внимание любопытное совпадение того, что большая часть переселенцев в Кандале была из села Грязнуха (Никольское), и то, что село получило тоже название Никольское. Не исключено, что церковный престол в новое село мог выделиться из Грязновской Никольской церкви, в любом случае здесь, в Кандале, была построена однопрестольная деревянная церковь с престолом во имя Николая Чудотворца, что и определило первоначальное название села Никольское. Может быть, это название могло сохраниться и до наших дней, но наличие в одном уезде нескольких таких названий постоянно требовало дополнительных пояснений, вот почему за селом одновременно появляется другое, ныне мало известное название Верхняя Кандала, что соответствовало его расположению по реке относительно соседнего более старого села Кандала. Однако название Верхняя Кандала не прижилось, поскольку деревни Абдулово и Ертуганово, стоявшие выше по реке, также назывались Кандалками. Естественно, что название Верхняя Кандала не имело полной логической смысловой основы, и потому в названии появилась новая характерная приставка - Малая Кандала в отличии от соседней Большой Кандалы, которая по численности была больше Малой.
В 1777 году в селе Никольское (Малая Кандала) была построена новая деревянная церковь с тем же престолом во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1795 году в селе 152 двора, 1118 жителей, из них 928 –ясачных, остальные удельные.
Ныне многие старожилы убеждены, что их село находилось в дремучем лесу, но лес вырубили под поля. В этих словах есть значительная доля истины. Так по шестой ревизии 1808 года, из 8157 десятин земли, относившихся к сельской общине, 6011 десятин было пашни и 1339 десятин – строевого и дровяного леса. Нетрудно заметить, что малокандалинцы имели земли предостаточно, потому они и жили сравнительно зажиточно.
В 1811 году вместо сгоревшей церкви в Малой Кандале на средства прихожан была построена новая деревянная церковь с тем же престолом во имя Святителя Чудотворца Николая архиепископа Мирликийского.
В истории села Малая Кандала (Никольское) есть малоисследованные страницы, в которые вполне могли вписаться интригующие легенды о кандальниках, что продолжительно и настойчиво поддерживаются устной народной памятью. Так в 1818 году было закончено строительство Оренбурского тракта – почтовой и торговой дороги, используемой так же для продвижения войск и арестантских партий. От Симбирска через Нижнюю и Верхнюю часовню Оренбурский тракт проходил через Чердаклы, Матюшкино, Бряндино, Мелекесс, Новую Майну и далее в сторону Оренбурга. В этих селениях были построены этапные тюрьмы. Безусловно, труд заключенных широко использовали при строительстве тракта, и ещё для строительства были необходимы строительные материалы, в частности лесоматериалы, потому неудивительно, что в окрестностях обоих Кандал какое-то время мог применяться труд заключённых (кандальников). В этом случае все версии о них приобретают более реальные очертания. К сожалению, какой либо документальной основы под эти предположения пока не найдено, и все же старые легенды создают определенный имидж прошлому обоих сёл. И откровенно будет жаль их опровергать.
К 1859 году в селе Малая Кандала (Никольское) было 233 двора, 2095 жителей.
После реформы 1861 года в России начались значительные преобразования, коснулись они и села Малая Кандала. Административно село стало относиться к Большекандалинской волости (7 верст) Ставропольского уезда (125 верст) Самарской губернии (195 верст). В селе уже в 1861 году была построена общественная (с 1864 года преобразована в земскую) школа площадью 70 квадратных метров. В Малую Кандалу переселяется группа удельных крестьян из села Рождественное. Продолжается рубка леса. За 1860-е и 1870-е годы малокандалинцы вырубили 694 десятины леса.
Надо отметить и то, что после реформы 1863 года у малокандалинцев несколько убавилось количество земли: за ними осталось 6247 десятин, из них к 1884 году было 4687 десятин пашни, 762 десятины леса. Материальное положение малокандалинцев на этот год оставалось довольно хорошее: на 488 дворов здесь приходилось 735 лошадей, не считая молодняка, 671 корова, 3098 овец, а 41 хозяйство занималось пчеловодством, имея 583 улья.
В селе было 10 ветряных мельниц и водяная. Так Леонтий Евдокимович Клипиков имел в содержании водяную мельницу, за что платил в удел оброка 107 рублей серебром в год. В то время реку оберегали большие деревья, отчего она была глубока и полноводна. Селяне любили свою спокойную в межень реку, охотно ловили в ней рыбу, купались, полоскали бельё, воду для питья предпочитали брать из многочисленных родничков, что были в пойме реки. Большим бедствием для селян были пожары. За 1873-83 годы в селе сгорело 127 дворов. Угроза пожаров заставляла малокандалинцев строить каменные дома, потому село преображалось, обновляясь добротными крепкими домами из красного кирпича... Интересно, что еще в 1883 году в селе была открыта воскресная школа, а в 1895 году в селе открылась церковно-приходская школа. Несмотря на относительно хорошее материальное положение, в селе оставалась высокая смертность. Например, в 1898 году, в год двухсотлетия села, в Малой Кандале родилось 185 человек, а умерло 186. Правда, в обычные годы рождаемость перекрывала смертность, и всё же беспокойство вызывало ежегодная большая смертность детей, особенно до пяти лет. Так в 1901 году из 196 умерших 168 были дети до пяти лет... Такая катастрофическая детская смертность была по всей волости, потому в том же 1901 году в селе была построена земская больница, состоявшая из рубленых деревянных помещений... Старожилы села рассказывали, что большекандалинские старики воспрепятствовали тому, чтобы больницу строили в волостном селе, потому её построили в Малой Кандале...
В том же 1901 году в селе была построена двухэтажная каменная школа, крытая железом (в советский период школа №2), ещё одна школа, деревянная, крытая железом, была построена в 1904 году (в советский период школа №1). В это же время в селе строится новая большая каменная церковь с главным престолом в честь Казанской Божьей Матери...
Нетрудно заметить, что село Малая Кандала было на подъёме, увеличилась и численность населения: по данным 1910 года в селе 649 дворов и 3695 жителей, здесь 21 ветряная мельница, маслобойка, врач, фельдшерица, две акушерки, земский прописной пункт, водяная мельница, базар по четвергам...
В 1912 году в малокандалинской земской школе училось 125 мальчиков и 22 девочки. Учителями в школе были Козлов Фёдор Григорьевич с окладом 540 рублей в год, Тетюшева Христина Юрьевна, Антонова Екатерина Михайловна, а законоучителем был священник здешней церкви Колосов Григорий Иванович с окладом 90 рублей в год... В этом же году в селе было пять пожаров, от которых сгорело 8 дворов на сумму 1577 рублей...
Примечательно, что у малокандалинцев к началу первой мировой войны практически не осталось леса, его вырубили под пашню.
Несмотря на некоторые неурожайные годы и тяжёлую затяжную войну, село Малая Кандала переступило порог революции довольно крепким, потому селянам больше хотелось конца войны, чем революции, ибо в бывшем удельном селе не было помещиков и не было у кого отнимать землю или имущество. Однако заразительная идея перераспределения волновала многих, и в каждом селении находились люди, готовые поддержать революционные идеи. В Малой Кандале, как отмечают здешние краеведы, такими были Кузьма Пущин, Иван Сидоров, Егор Игнатьев, Фёдор Братчиков, Яков Чуряков и другие. В селе после революции был образован сельский Совет, первым председателем которого был Клипиков Николай Иванович. Были в селе и белочехи, но быстро ушли. К сожалению, краеведы умолчали о том, как новая власть сурово обошлась с крепким селом – продотряды? продразвёрстка резко ухудшили положение крестьян, и в засушливый, неурожайный 21-й год они остались без необходимых запасов на "чёрный день", что привело селян к небывалому голоду. За голодную зиму резко сократилось в селе поголовье скота, люди были очень истощены, лишь к весне 1922 года для детей в селе были организованы столовые, где кормили американской пищей, что несколько облегчило положение крестьян, но всё же последствия голода чрезмерно велики. О людских потерях сведений не сохранилось, но по данным 1926 года в селе осталось 2937 жителей. Нетрудно заметить, что население значительно уменьшилось...
Переломными годами в жизни селян были 1928-29 годы, когда политика партии и правительства страны была направлена против кулачества, или против элитной части сельчан. Естественно, в немилость попали более способные крепкие крестьянские хозяйства, и уже стали за ними замечать, что они-де против советской власти. Во врагов зачислили владельца ветряной мельницы и магазинчика Григория Фокеева и другого владельца ветряка Якова Загороднева, хотя часто к нему обращались за бескорыстной помощью. В кулаки попали владелец магазина Василий Трифонов, братья Ершовы и другие.
Борьба с кулаками разделила селян, обострила отношения между ними, посеяла смуту и раздор. Всегда свободные, малокандалинцы не хотели мириться с несправедливостью, с новой продразверсткой, с наговорами и отвечали обозлённостью. Так был убит председатель сельского Совета Яков Иванович Чуряков. Рассказывали, что он часто выступал на сцене, участвовал в организованном им кружке художественной самодеятельности, ставил пьесы на революционные темы. Однажды он исполнял роль врага революции, по ходу пьесы должен был последовать выстрел, и он последовал, но не холостым, как было задумано, а боевым зарядом... Был убит ещё один активист, Иван Пантелеев. Но и активисты были довольно круты и не отличались нравственностью. Много трудолюбивых крестьян пострадали в годы коллективизации по вине активистов, именно при их непосредственном участии загоняли упрямых крестьян в колхоз. Чтобы крестьяне были более податливы и сговорчивы, и чтобы сломить их сопротивление, 26 октября 1929 года по статье 58 п.10 (призыв к свержению советской власти) были арестованы Иван Ершов, Андрей Клипиков, Пётр Солуянов... Так просто, жёстоко сломаны их судьбы, без отцов остались их дети, и у их палачей не проснулись угрызения совести. В пору массового устрашения одни смелели, чувствуя поддержку власти, другие становились молчаливыми статистами. Как объяснить сегодня действия активистов, которые отбирали всё, что было возможно: скот, вещи, инвентарь? Часто осторожные селяне встречали активистов радушно, угощали, пытаясь задобрить их, но они все равно что-то забирали с собой. Без стеснения выгребали всё из печи, снимали и уносили с собой двери и рамы с тем, чтобы хозяева, помёрзнув, сломались и вступили в колхоз. И их явно не волновало то, что будет с детьми... Идеология ради достижения своей цели оправдывала все приёмы насилия.
Странно, но даже спустя много лет, никто из активистов не осмыслил содеянного, никто не покаялся, не усомнился, никто не похвалил способного трудолюбивого крестьянина за то, что все умел, за то, что у него все получалось, потому и жил более зажиточно. Им должно было гордится Отечество, но идиотская идеология сталинского режима поставила всё с ног на голову, и гордость нации стали уничтожать как классового врага. Наверное, все нынешние беды начались именно тогда, когда десятки лучших малокандалинцев были разорены, сосланы, а вместе с ними были раздавлены все стимулы, все надежды, все старания...
Колхоз в селе Малая Кандала был образован в 1929 году, село ещё было многолюдно. Так в 1930 году в селе было 755 хозяйств и 3211 жителей. В том же тридцатом с местной каменной церкви, построенной на крестьянские деньги, сняли колокола.
Вспоминает Мария Ивановна Барабанова: «Собиравшийся народ возмущался и снимать не желал, но колокол сбросили взявшие на свою душу большой грех Михаил Гончаров и молодой председатель сельсовета Герасим Лисев…».
К сожалению, вес колокола никто не помнит. После снятия колоколов в церкви ещё вели службу до весны 34-го. Потом здание церкви приспособили под склад, а позже сломали... При разрушении Мария Барабанова нашла доску с данными о церкви, эту доску взял Петр Тлалов, учитель. Где эта реликвия сегодня, сказать трудно...
В 1933 году местный колхоз разделился на два. Та часть села, которая находилась по правую сторону реки Кандалки, всего 111 дворов, вошла в колхоз имени Куйбышева, за которым было 4452 гектара земли. По другую сторону реки 99 дворов вошли в колхоз имени 1 Мая, за которым был 3071 гектар земли...
В 1935 году село Малая Кандала становится районным центром. При советской власти в селе почти ничего не строили, больше отбирали. Так для райкома и исполкома приспособили бывшие поповские дома, что стояли напротив церкви. Из двух домов - дьякона и. поповского - сделали один, соединив их кирпичом от сломанной церкви, а сверху надстроили деревянный этаж...
Примечательно, что прошло почти 20 лет, как свершилась революция, а новая власть продолжала искать и находить своих врагов, причём, репрессиям мог подвергнуться каждый, как рядовой, так и руководитель. Например, в ноябре 1937 года были арестованы секретарь РК ВКП(б) Ахметов Ханефи Абдул Газизович, второй секретарь Лобов Николай Лазаревич; несколько раньше репрессированы секретарь райсполкома Жилюк Бронислав Михайлович, заведующий райзо Бабошин Яков Васильевич, зоотехник райзо Быков Николай Михайлович. Система устрашения продолжала своё чёрное дело...
Из хроники тридцатых следует отметить образование в селе средней школы в 1938 году, хотя в этот год был образован лишь 8 класс...
Чёрной, трагической страницей для многих селян стала Великая Отечественная война... Настала пора тяжёлых испытаний, мужчины ушли на фронт, а все заботы легли на плечи стариков, женщин и детей. Не хватало машин, рабочих рук, трудодень был низок, кормились практически с небольшого приусадебного участка, но и этим надо было делиться, сдавая поставку: мясо, молоко, шерсть, яйца, да ещё непосильные налоги. Впрочем, удивляло то, как находили время колхозницы на свой участок, если летом работали в колхозе по 16 часов, начиная с 4 часов утра, а осенью и зимой по 12 часов, начиная в 6 часов утра, причём в случае необходимости бригадиры имели право задерживать колхозников сверх установленных часов... Ветераны колхоза помнили, как пахали колхозное поле на своих истощавших коровах. И за такую чудовищную эксплуатацию это поколение колхозников получило мизерную пенсию в 12 рублей в месяц... В то же время местная районная газета "Большевистский агитатор" красиво лукавила, восхваляя жизнь рядового колхозника, писала: «Созданный под руководством Сталина колхозный строй позволил поднять благосостояние крестьян. Колхозы явились лучшей школой воспитания крестьян в духе коллективного труда, высокого сознания общественных интересов и советского патриотизма". Что касается благосостояния, то в этих строках чудовищная ложь и лицемерие, а вот о патриотизме – защищая Отечество, 236 малокандалинцев не вернулись в родное село. Их имена навечно занесены в районную Книгу Памяти.
Высокого звания Героя Советского Союза удостоен Алекеей Фёдорович Титов, отличившийся в боях в Польше. В селе поставлен памятник Герою, был установлен монумент всем погибшим на войне односельчанам.
В 1956 году Малокандалинский район был упразднён, а его территория вошла частью в Старомайнский район, частью в Чердаклинский, а село Малая Кандала стало относиться к Старомайнскому району.
Интересно, что за 1956 год в колхозе им. Куйбышева на трудодень прихо-дилось 3 килограмма хлеба и 2 рубля денег, а в колхозе "1 Мая" на трудодень получили по 3 килограмма хлеба и 2,50 рубля. На эту сумму можно было купить полторы буханки хлеба, и всё же в ту пору такой трудодень считался сносным, хотя хватало его лишь наскромное существование...
В 1959 году в селе 1815 жителей, здесь промкомбинат, где была электростанция, столярная мастерская, лесопильный цех, в этом году построена школа-интернат, колхозы села объединились в один – колхоз имени Куйбышева. С ликвидацией Малокандалинской МТС часть машин приобрёл здешний колхоз.
В 1960 году к Малокандалинскому колхозу присоединили Ертугановский колхоз. После объединения колхоз имени Куйбышева имел 10950 гектаров земли, из них 9400 - пашни. В колхозе было 527 коров, 960 свиней, 1950 овец. В то время большинство колхозов имели ещё и птичники, в колхозе имени Куйбышева было 6400 голов птицы.
В 1973 году колхозы разукрупнились... Безусловно, в селе многое изменилось в лучшую сторону и казалось, что жизнь в селе налаживается, но население села продолжало уменьшаться, так в 1978 году здесь 408 хозяйств и 1085 жителей.
В 1989 году исполнилось 60 лет здешнему колхозу, пожалуй, за все годы существования колхоз добился наивысших показателей в своей деятельности… В колхозе 1063 головы крупного рогатого скота, из них 332 коровы, 2758 свиней, 3842 овцы, из техники - 56 тракторов, 25 грузовых автомобилей, 21 комбайн, до села проложена асфальтированная дорога...
Мне пришлось побывать в селе летом 1990 года, когда здесь обновляли водопровод. Мне хотелось пройтись по селу, поговорить с людьми, узнать их настроение, собрать исчезающие кусочки воспоминаний редеющего старшего поколения. Село поразило множеством крепких старинных каменных домов дореволюционной кладки как свидетельство прежней зажиточности. Некоторые из них брошенные. Сами клали дома Гоголевы, Никитины… Глину для кирпича сельчане чаще брали за кладбищем. Ныне кирпич найти трудно, ибо многое было сделано для того, чтобы его не производить, впрочем, перевелись здесь и другие ремёсла. Раньше выгоду искали везде. Так здесь рассказывали, что Панкратовы имели большой дом, разжившись сбором свиной щетины.
Пойма реки Кандалки, что разделяет село на две части, поросла кустарником и отдельными вётлами. Около реки места топкие, потому много бута и кирпича от бывшей церкви ушло на дамбу к реке. Ныне через реку построен добротный железобетонный мост.
Бывший интернат - двухэтажное здание из силикатного кирпича с конца 1988 года вместил правление колхоза, сельский Совет и отделение связи. Старожилы уверяют, что это здание построено на месте бывшей церкви. Рядом на пересечении улиц Советской и Садовой стоит красное каменное здание гостиницы. По своему стилю строение больше напоминает фрагмент бывшей церкви. В поповских домах, где был райком, деревянный второй этаж убрали, а на первом этаже клуб и библиотека...
Что меня поразило и разочаровало - это то, что люди мало знают о деятельности своего колхоза. Впрочем, это не удивительно: стоило мне переступить официальные пороги, как мой исследовательский интерес натолкнулся на откровенную недоброжелательность. Может, в равнодушии и чёрствости местных чиновников и заключается главная причина резкого падения колхозных показателей в последнем десятилетии уходящего 20 века. Возможно, потому безразлично, безучастно, отнеслись малокандалинцы в 1998 году к своему юбилею -300-летию села. Это говорит о том, что в селе действительно не всё ладится...
С нарастающей тревогой в душе пишут о селе краеведы-супруги Гусаровы, каждая их строка, словно призывный звон колокола, пытается предостеречь, приостановить разрушительный процесс в селе. Вот кусочки из их публикаций: «В 1982 году в селе была построена новая, трёхэтажная школа на 500 ученических мест. Классы светлые, просторные, новая мебель, но учиться некому…». Действительно отгрохали с размахом, а на 1999 год здесь всего 129 учеников. Впрочем, для села, где 788 жителей, школа явно великовата...
Ещё тревожные строки краеведов: «…жизнь на селе в последние годы изменилась, и в худшую сторону. Эти демократические реформы породили безработицу. Ликвидировали сепараторный пункт, овцеферму, телеграф, радиоузел...». В этих строках боль и разочарование.
Земли в колхозе хватает, на 1999 год здесь 6711 гектаров, из них 5652 гектара пашни, но на колхозной ферме осталось лишь 98 коров... Для возрождения былой славы колхозу нужен толковый, дальновидный руководитель, который вернул бы труженикам уважение, стимулы, чтобы труд приносил радость и удовлетворение.